Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
мифы

КНИГА БОГИНЬ
Загадка происхождения
«Книга богинь» — самое загадочное явление звериного стиля. Сегодня в
ней насчитывается около 15 страниц — 15 бронзовых пластин с изображениями древних богинь. Эти пластины найдены не в кладах бьярмов, не
на святилищах, в мастерских или в погребальных комплексах, а возникли
словно сами по себе: в полях, под корнями больших деревьев, иногда их
находили среди вещей раннего железного века, рядом с топором кельтом,
бронзовыми наконечниками стрел. Мы можем только предположить, какая
культура породила этот металлический эпос. Большинство пластин найдено
в районе Чердыни.

Рис. 14
Крылатая Иштар на львах в окружении сов
(филинов), Вавилон
Рис. 15
Астарта на черепах в окружении коней
Рис. 16
Змееногая Апи, богиня земли, с головами
грифонов за плечами и человеческой
головой в руке, богиня скифов
Рис. 17
Крылатая Немезида, Греция
Рис. 18
Ардвисура Анахита с орлом на иранском
блюде, найденном в Пермском крае

14

м и ф о л о г ия

Стиль
Стилистика изображений богинь иная, чем у амулетов бьярмов, например, мастера классического звериного стиля никогда не изображали зрачки
в виде углублений, как у богинь. У всех существ на пластинах бьярмов выпуклые глаза. Технология напайки частей тела используется на пластинах
с богинями, но ее игнорируют мастера последующих веков.
Пластины с богинями созданы в «скифском стиле» — крупные плоскости с резкими гранями. Эта особенность объясняется оригинальной технологией: скифские и сарматские мастера предпочитали не лепить, а вырезать
ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей металлической
отливки. Модели для отливок классического пермского звериного стиля
обычно вырезались из дерева и обладали характерными округлыми формами. Одежда богинь также выглядит странно в сравнении с изображением человеческих существ на других пластинах звериного стиля, где антропоморфные создания обычно изображены просто без одежд. В изображениях Книги
богинь есть люди под головами единорогов, но еще нет человеколосей.