Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
яние этого ритуала. У медведя, как и у коня, сохраняли голову и ноги, так
называемый «погребальный комплекс коня». Жертвоприношение белого
«солнечного, небесного» коня из эпохи Ригведы через Иран и Согдиану
дошло до наших дней в обрядах угров и описано этнографами у манси. На
пластинах пермского звериного стиля коня часто сопровождает знак солнца. Существуют вотивные (замещающие реальную жертву) пластины с лошадьми.
8. Культ богинь-матерей и положение женщин
Известно высокое положение женщин у сарматов, которых Геродот даже
называл народом амазонок. Женщины бьярмов тоже занимали важное положение в общине. Как жрицы сарматов, женщины бьярмов были знатоками обрядов. Именно женщины отливали священные бронзовые амулеты.
Они обладали роскошными для Европы того времени костюмами, увешанными бронзовыми амулетами, каждая из них носила на поясе кинжал. Сохранилось немало пермских бронзовых изображений богинь, в том числе
богинь-всадниц. Фольклор угров говорит о женщинах прежних времен, стоявших во главе родов ханты и манси. Культ богинь-матерей воплотился у
манси в богине Калтась. Она отмеряет каждому человеку жизнь, посылает
женщинам детей и повелевает богами мужского пола.

Рис. 12
Классическая сарматская пряжка.
У кочевников они играли роль наших
пуговиц. На этом изделии из Ильинского
района Пермского края виден косой крест.
Аналогичным крестом помечены некоторые
изображения богинь на чердынских
пластинах. Ряды подобных пряжек
изображены на одеждах богинь

9. Отношение к бобрам и собакам
Бобров в Иране называли «водяными собаками», слугами великой богини вод Ардвисуры Анахиты, божества в шубе из трехсот бобров. Священным этот зверь считался и на Урале. Трехглавая пермская богиня стоит на бобре, гибриды пермского звериного стиля часто обладают хвостом
или головой бобра. Сохранилось немало изображений бобров-близнецов.
У хантов и манси «струя бобра» (жидкость его специальных желез) считается мощным очистительным и целебным средством. «Струю бобра» пили
роженицы, жидкость использовали при очищающих обрядах, струей бобра
очищали жилище от злых духов.
Знаменитый Сенмурв, крылатый зверь Ирана, фирменный знак Сасанидов, превратился на Урале в крылатого пса. Пронизки в виде крылатых
собак многочисленны в погребениях бьярмов. Как и в Иране, собака охраняет вход в Нижний мир, сопровождая умерших. Собака видит и чует духов,
шаман бьярмов может увидеть их, потерев бронзового пса или посмотрев
живой собаке между ушей. Сарматы ценили собак, о легендарных породах
сарматских собак писали античные историки. У бьярмов собака-гибрид сопровождает на пластинах главное божество Альви. У хантов и манси убийство собаки приравнивалось к убийству человека. На охоте собака и человек были партнерами, и скорее человек считался здесь помощником собаки,
чем наоборот.
10. Реинкарнация умерших
Вера в круговорот душ, воплощение души покойного в теле новорожденного, тоже пришла на Урал из религии иранских племен.
Фраваши (жизненная сила, души умерших) возвращаются в мир с помощью великой богини Ардвисуры Анахиты, посылающей их в чрево рожениц.
В пантеоне угров эту функцию выполняет богиня Калтась. Круговорот душ
у бьярмов мы можем увидеть на знаменитой «Ныргындинской» пластине
звериного стиля. Круговорот душ отражен в погребальном обряде бьярмов,
где серебряная маска на лице покойного — знак ухода, а серебряный солнечный диск на его груди — знак возвращения.

Рис. 13
Кинжал, длина 18,5 см. Верхнее Прикамье.
Наряду с мечом составлял вооружение
сарматского воина.

Можно еще отыскать немало иранских корней в зверином стиле Урала,
но это тема специальных работ.

Сарматы носили меч на поясе, а подобный
кинжал крепился на крючке в сапоге

И С ТО Р И Я

13