Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
манси Верхним миром управляет Нуми-Торум, а Нижним — его брат близнец Кул-отыр. У Нуми-Торума — семь сыновей. Средним миром людей и
животных у сарматов, а затем у бьярмов и угров правит Великая богиня.
3. Священное значение числа семь и Семибожие
У скифов и сарматов (как и у древних иранцев) общий пантеон состоял
из семи богов. Бьярмы верили в семь богов-близнецов, сыновей верховного
бога. Эти семеро божеств в виде танцующих человеколосей изображены на
пластинах звериного стиля. Семь богов сыновей Нуми-Торума дошли до наших дней в традиционной религии хантов и манси.
Рис. 10
Голова барана. р. Конда, Югра.
В сасанидском искусстве Ирана образ
барана воплощает фарн: благо, сияние,
харизму, державную силу и т.п. Аммиан
Марцеллин сообщает, что в одном из
сражений Шапур II имел на голове богато
украшенный убор в виде бараньей головы
(Res gestae XIX 1, 3)

Рис. 11
Типичное сарматское навершие кинжала
в виде солярного круга. Север Свердловской

4. Огонь и солнце
Сарматы, как и классические иранцы, поклонялись огню и солнечному
божеству. Диски с солярными знаками, кругами и расходящимися лучами украшали святилища и, возможно, броню воинов и боевых коней. Солярным знаком, кругом на лбу, отмечены сарматские богини огня. Кольцо
венчает навершия сарматских мечей и кинжалов. Обряд «кормления» огня
сохранился у осетин и отмечен в эпосе нартов, потомков сармато-алан. Похожий ритуал существует у хантов и манси и, скорее всего, существовал у
бьярмов.
Лики солнечного божества на пластинах звериного стиля и следы культа
огня в погребальном обряде характерны для уральских племен средневековья. Бьярмы оставили в земле огромное количество солярных знаков разнообразных форм.
Культ огня сохранился в культуре обских угров. Огонь очага предупреждает о бедах, домашний огонь сопровождает покойного до кладбища, с огнем связано множество запретов. Огонь живой, у него, как у человека, есть
душа, обитающая в голубой кромке пламени. Богини огня у манси и солнечное божество Санкэ у хантов определяют многое в религии обских угров.
5. Культ оружия
Сарматское поклонение мечу неоднократно отмечено античными авторами. Меч и бог неразличимы в обряде. «Танец с саблями» можно найти
на Кавказе у осетин (алан) — прямых потомков сарматов-аланов. Аналоги
этого обряда неизвестны народам Сибири и Восточной Европы, однако на
Урале культ оружия сохранился.
На серебряных иранских и византийских блюдах, на бронзовых зеркалах шаманы бьярмов процарапывали изображение «танца с саблями».
Этот же священный обряд был описан этнографами у хантов. У хантов сабли для обряда хранились всегда в святилище и играли на празднике роль
богов-богатырей.

области

Культ оружия
В героическом мифе манси «Песня Ай-Аса»
описано превращение сабли в фигуру бога.
Когда начнется на земле эпоха человека,
когда начнется на земле время человека,

6. Погребальный обряд
Тело покойного следовало магически изолировать от земли. По иранским воззрениям разлагающаяся плоть не должна была осквернить землю.
Сарматы обычно использовали для этого в могилах слой мела, бьярмы и
угры последующих времен отделяли гроб и тело покойного от земли берестой. И сарматы, и бьярмы, как впоследствии ханты и манси, разбивали на
могиле утварь, сопровождавшую покойного в иной мир. В ином мире, «где
все наоборот», утварь будет целой.

да превратится этот острый меч, эта славная
сабля
в малого бога кровавой жертвы...
Цит. по А.В. Бауло «Атрибутика и миф:
металл в обрядах обских угров»

12

И С ТО Р И Я

7. Жертвоприношение коня
Сарматское жертвоприношение коня в виде посвящения коня покойному до сих пор существует в Осетии. Этот знаменитый индоиранский обряд
сохранился и на пространствах Урала. Немало лошадиных костей найдено
в могильниках бьярмов. Даже «медвежий праздник» испытал на себе вли-