Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Между пришельцами и жителями лесов не случилось кровопролитных войн. Гости расселились по берегам многочисленных рек и переняли у
местных охотничьи обычаи, стиль жизни, научились строить дома и крепости из бревен. Воины степей превратились в охотников и рыболовов: жертвоприношение коня дополнилось добычей первого лося и лосиным праздником. Быстрая лодка заменила верного коня, на носах кораблей бывшие
кочевники вырезали изображения своих военных значков — драконов. Так
прототипы драккаров на Каме на два века опередили в дизайне корабли
викингов. Пришельцы приняли местный культ лося — жизнь охотника
зависела от этого дикого четвероногого животного. Появился праздник
Первого лося, появились люди, считавшие могучих лосей своими далекими предками. Люди буквально до небес вознесли гордого зверя. Возникли
сказания о Небесном лосе, сыне великого бога, убитом героем, который
прибил его шкуру к небу. Созвездие Лося мерцало на небе и доказывало
правоту древних легенд.
Постепенно немногочисленные группы пришельцев растворились среди
местных племен. Могильные курганы после VI в. исчезли, но жизнь уральцев серьезно изменилась. Сарматы принесли на Урал технологии ажурного
литья, космос трех миров и веру в Богинь-матерей.

Рис. 8
«Скифская принцесса». Гайнский район,
Пермский край

от ирана к уралу:
САРМАТЫ — БЬЯРМЫ — обские УГРЫ
О религии ираноязычных племен не раз писали античные авторы. С сарматскими курганами на территории Восточной Европы и Сибири немало работали археологи. Иранские архетипы этнографы выделяют в традиционной
культуре современных манси и хантов.
Наша задача — проследить линию культур во времени, осветить «темные века уральского средневековья» с двух сторон, от начала и до конца:
от сарматской эпохи IV–VI вв. и до традиционной культуры хантов и манси
XIX–XX вв. Затем мы можем сверить результаты совпадений с изделиями
бьярмов, артефактами уральского звериного стиля VI–XI вв. Таким образом мы выделим «иранские родовые черты» в уральском зверином стиле и
мировоззрении его создателей. Это будут первые ключи к галерее бронзовых изображений.
1. Космос из трех миров
Сначала возник союз Неба и Воды. Затем с помощью богов их разделила
Земля. Боги поделили сферы. Эту иранскую веру сарматов приняли бьярмы, а потом ханты и манси. Так возник Космос, состоящий из трех миров,
который отражен в трехчастной композиции многих пластин пермского звериного стиля. В культуре обских угров сохранилась индоевропейская триада
цветов: белый — Верхний мир, черный — Нижний, красный (пестрый) —
Средний земной мир.

Рис. 9
Скифский калаф. Реконструкция
Л. Стадниченко, сделанная задолго
до пермской находки.

2. Культ близнецов, создателей миров
Иранские боги-близнецы Ормазд и Ахриман — непримиримые враги,
владыки миров. Боги разделили Вселенную и правили каждый в своей части: один — миром асуров, другой — миром злобных дэвов.
У бьярмов существуют изображения богов-близнецов, близнецов-противников и близнецов-соратников. Первоначальный культ двух близнецов
усложняется и переходит в культ семи близнецов-человеколосей, зафиксированный на многочисленных пластинах звериного стиля. У хантов и

Скифский калаф – цилиндрический спереди
головной убор, сбоку имел дугообразный
край (подобно кокошнику), с мягким
закрытым верхом и затылком. Его высота
составляла 10-16 см. Передняя часть
украшалась рядами золотых пластинок,
а сзади набрасывалось покрывало
с золотыми бляшками

И С ТО Р И Я

11