Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 5
Всадник. г. Краснокамск Пермского края

Рис. 6
Всадник. Место находки: Ильинский район
Пермского края

Обратим внимание на длинные вытянутые
головы всадников. У сарматов был обычай
искусственной деформации черепов. Кони
покрыты кругами — солярными знаками,
хотя, возможно, это изображение брони,
характерной для сарматской тяжелой
кавалерии — катафрактов

Рис. 7
Конный сармат со значком в виде дракона.
Прорисовка надгробия в Британии III в. н. э.

10

И С ТО Р И Я

Племена сарматов когда-то кочевали на пространствах от Дуная до
алтайских степей. Воинственный народ жил и воевал в Сибири, в Поволжье, в Приаралье, на Дону и Днепре, на берегах Каспийского и Черного
морей. Сарматы говорили на иранских языках, поклонялись огню и древним иранским богам. Меч воплощал для них бога войны. Они сражались
в Европе против римлян и бились под руководством Рима как наемники, в
составе римских легионов. Закованная в чешуйчатую броню, тяжелая сарматская конница под бронзовыми значками в виде драконов наводила ужас
на врагов. Есть версия Ж. Дюмезиля, что сарматский корпус в Британии во
времена Цезарей послужил источником легенд о рыцарях короля Артура и
Круглого стола. Сарматские женщины владели оружием не хуже мужчин и
часто вели воинов в бой, встав во главе племен.
Но сейчас слава сарматов была в прошлом. Разбитые и гонимые гуннами, они уходили в леса, теряя в болотах лошадей, бросая в лесах повозки —
дома на колесах. Наскоро насыпав курганы над павшими, они шли на север
вдоль большой и холодной реки. Другие роды на востоке тоже уходили к северу по берегам сибирских рек, катящих свои воды в Море Мрака, как тогда
называли Ледовитый океан. Отступив в бассейны Камы и Оби, кочевники
укрылись в северных лесах. Уральские горы на время разъединили племена
сарматов. Они бежали, пока преследователи не повернули мохнатых лошадей назад, и орды безбородых людей с узкими глазами и скуластыми лицами
двинулись на Запад. В 375 году гунны форсировали Волгу и вышли на просторы Причерноморья. Сарматы этих степей отступили в горы Кавказа и за
Терек. Осетия-Аланья — единственное место, где до сих пор живут потомки
сарматов-аланов, сохранившие древний эпос о солнечных богах и героях,
культ оружия, жертвоприношение коня и звериный стиль.
Но вернемся к сарматам-аланам, отступившим в леса севера. Урал издавна был периферией скифского, а затем сарматского мира. Отряды шли
не в новые земли, а скорее отходили в глубокий тыл. На север ушли непокорные, большинство сарматских племен было уничтожено, оставшиеся
покорились вождю гуннов и ушли с победителями на запад.
Ирония судьбы была в том, что несколько столетий назад той же дорогой отходили на север скифы, проигравшие войну с сарматами. Непобедимые некогда воины степей уходили в Верхнее Прикамье и за Урал, спасаясь
от поголовного истребления, устроенного победителями сарматами.
От скифской (ананьинской) культуры остались в уральской земле изделия древнего звериного стиля и атрибуты скифских царей, так называемые
ананьинские парадные секиры.
Алгоритм движения на Урал как путь спасения при военных катастрофах
не менялся на протяжении тысячелетий. Мировые войны нашего времени,
эвакуация в тыл страны специалистов и производств, в двадцатом веке активно стимулировали развитие Урала. В прошлом такая ситуация складывалась не раз. Она случилась и в 370-е годы первого тысячелетия. В четвертом веке сарматы повторили путь своих некогда побежденных врагов.
Но даже на севере сарматы не ощущали себя в безопасности. На удобных
речных мысах пришельцы построили огромные по тем временам крепости,
например, Опутятское городище возле Добрянки с пятью рядами валов и
рвов, жилыми районами и металлургическими мастерскими. На песчаных
дюнах и в поймах уральских рек возле городищ расположились селения. Появились курганные могильники с захоронениями воинов-всадников с вооружением, поясной гарнитурой и конским убранством (Харино, Митино,
Бурково и др.).
Бывших кочевников окружали племена охотников, поклонявшихся
медведю и духам животных тайги. Изображения птиц, волков, змей и
других животных они умели отливать в бронзе. Птиц они наделяли знаком
предка — человеческим лицом на груди.