Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
«Узреть собственную природу и стать буддой»
Титул «Наставника дзэн великого зеркала», которым
после смерти удостоили Хуай-нэна, воистину соответ­
ствует гениальности этого человека. Он испытал внезап­
ное просветление и в повседневной жизни воплощал
зеркальную сущность разума и духовную природу реаль­
ности, которые являются основными понятиями метафи­
зики. Все сущее есть Дух (Разум). Разум единичен и,
подобно зеркалу, находится в состоянии покоя, сохраняя
при этом вечную активность, ибо его сияние постоянно
отражается. Для того чтобы узреть разум, не требуется
специальных упражнений по сосредоточению.
Вполне достаточно освободиться от двойственности,
чтобы разум засиял в своей первозданной чистоте: «Про­
светление — это присущая вам природа. Изначально она
была чиста. Лишь воспользуйтесь этим качеством разума,
и вы немедленно станете буддой». Изначальная природа
сама по себе является просветленной, ибо она есть муд­
рость (праджня), которая «сама себя созерцает» (самадхи).
«Созерцание не отличается от мудрости, а мудрость от со­
зерцания. Они подобны лампе и свету, который она излу­
чает; они едины». Следовательно, нет никакой необходи­
мости прибегать к созерцанию, чтобы обрести мудрость.
Созерцание и мудрость — суть одно и то же.
Необходимым условием для осуществления этой тож­
дественности является отсутствие страстей и мысленных
образов. Изначально природа самости свободна от двой­
ственности: «Она подобна Пустоте, не имеющей границ
и форм; не являющейся ни большой, ни малой; ни го­
лубой, ни желтой, ни красной, ни белой; не имеющей ни
верха, ни низа; не являющейся ни длинной, ни корот­
кой; не испытывающей ни досады, ни радости; ни зна­
ющей ни слова «да», ни слова «нет»; не ведающей ни
добра, ни зла; ни начала, ни конца. Все сферы Будды
представлены Пустотой».
98