Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
и иных превратностях судьбы носят тенденциозный харак­
тер и преследуют единственную цель — опорочить север­
ную школу.
До того как Хуай-нэн пришел к Хун-жэню, он познал
нищету и лишения. Его отец умер рано, — согласно не­
которым источникам, когда мальчику было лишь три
года от роду. Вместе со стареющей матерью он едва сво­
дил концы с концами. Они жили продажей дров, кото­
рые юноша относил на рынок. В один прекрасный день
он услышал, как его покупатель прочел отрывок из сут­
ры, и испытал внезапное просветление. Он поинтересо­
вался названием этого священного текста, и ему ответи­
ли, что писание называется «Алмазной сутрой» (одна из
сутр трансцендентальной мудрости).
Покупатель поведал ему о процветающей школе про­
светления Хун-жэня, расположенной на Восточной горе.
Хуай-нэн мгновенно принял решение. То, как он, перед
тем как принять решение, заручился помощью покупа­
теля и запас провизию для своей престарелой матери,
является более поздним добавлением. Такой же надуман­
ной представляется и его полная безграмотность, ибо те
же источники свидетельствуют о том, что он хорошо
разбирался в сутрах Махаяны. Уже во время своей пер­
вой беседы с пятым патриархом он высоким слогом,
напоминающим стиль «Нирвана-сутры», говорит о при­
роде Будды, свойственной всем живым существам, а его
лекции свидетельствуют о хорошем знании содержания
по крайней мере семи великих сутр.
Из всего, что сообщается о юности Хуай-нэна, не
вызывают сомнения лишь его отношения с Хун-жэнем.
Так, согласно хроникам, он прибыл в Ван-мэй в возрас­
те двадцати четырех лет в год, в течение которого он
восемь месяцев жил подле Хун-жэня, то есть в 661 году.
Вскоре он достиг просветления, удостоился посвящения
и вернулся в Южный Китай уже в качестве шестого пат­
риарха. Следующие шестнадцать лет он провел в одино96