Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
поводу Пути Просветления, то не настолько значитель­
ные, чтобы удержать Шэнь-сю от приглашения своего
былого соратника к королевскому двору, где он пользо­
вался большим уважением23. Последние годы Шэнь-сю
были увенчаны славой императорского признания, а ре­
путацию его школы поддерживали два выдающихся уче­
ника, Пу-цзи (651-739) и И-фу (658-736).
Один из источников сообщает о том, что Шэнь-хуай
установил личные отношения с Шэнь-сю и в молодости
провел три года в учениках у главы северной школы.
Затем он вернулся к Хуай-нэну, который принял его в
круг своих последователей. Однако этот период учени­
чества был неожиданно прерван путешествием в Север­
ный Китай24. Подобное развитие событий, хотя и пред­
ставляется маловероятным, могло бы объяснить его
знание традиций северной школы. С уверенностью мож­
но утверждать лишь то, что Шэнь-хуай провел несколь­
ко лет с Хуай-нэном, возможно, до его кончины. Уже в
720 году он появляется недалеко от столицы, в Наньяне, где начинает учить медитации. В то время северная
школа под руководством двух учеников Шэнь-сю про­
цветала и пользовалась благосклонностью императорско­
го двора. О нем заговорили позднее, с началом гонений
на северную школу.
Подробный отчет об окончательном расколе между
северной и южной школами содержится в «Словах
Шэнь-хуая» — тексте, обнаруженном среди дуньхуанских
рукописей. Первое серьезное обвинение, выдвинутое
Шэнь-хуаем, прозвучало на собрании в монастыре Даюн-сы в Хуатае, которое было «открытым для всех» при­
сутствующих представителей различных сект. Целью
процедуры было «отделить истину от лжи в отношении
южной школы Бодхидхармы». Вкратце обвинения Шэньхуая сводились к двум пунктам. Во-первых, заявлялось,
что северная школа исказила традицию и узурпировала
патриаршество. Во-вторых, она придерживалась ошибоч90