Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
юн основал собственную школу. В Китае эта секта
пользовалась большой популярностью вплоть до восьмо­
го поколения. По своему духу она была близка к «Шко­
ле Трех Сокровищ», приверженцы которой исповедовали
философию Нагарджуны и учили тому, что озарение
достигается созерцанием Пустоты.
После смерти пятого патриарха, Хун-жэня, дзэнское
движение разделилось на северную и южную школы. Для
историка развитие схизмы представляет второй комплекс
неразрешимых вопросов. Так же как и при жизни Бодхидхармы, позднейшие дзэнские хроники сообщают о драма­
тических событиях, проливающих свет на развитие движе­
ния и исключительные требования, которые предъявляла
победоносная южная школа. Согласно «Сутре, изреченной
шестым патриархом, восседавшим на драгоценном троне
Закона», Хун-жэнь поручил каждому из учеников соста­
вить гату (станца или стихотворение) с тем, чтобы опреде­
лить степень их просветленности21. Таким образом он пы­
тался выбрать себе преемника.
По мнению остальных учеников, более других патри­
аршество заслужил Шэнь-сю (606—706)22. Однако, не­
смотря на то что он был сведущ в сутрах, наставник не
почувствовал в нем истинного просветления. По требоч
ванию учителя Шэнь-сю погрузился в глубокое размыш­
ление и ночью сочинил гату, которую записал на стене
колонного зала:
Тело — это древо Бодхи [просветление],
Ум подобен чистому зеркалу.
Протирай его ежечасно,
Чтобы ни одна пылинка не осквернила его поверхности»

На следующее утро другие ученики с восхищением!
прочли эти строки и в душе решили, что вопрос с пре­
емником решен. В присутствии всех Хун-жэнь похвалил
стихотворение, но наедине сказал Шэнь-сю, что в его
стихотворении нет ни намека на просветление, и пред*
88