Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
начать самостоятельно зарабатывать себе хлеб насущный.
Теперь они не только занимались домашним хозяйством,
но и работали в садах и огородах.
Из имеющихся источников не совсем ясно, существо­
вало ли в общине разделение труда, когда одни монахи
занимались медитацией, в то время как другие выполня­
ли административные функции и трудились в поте лица.
Как бы там ни было, дух дзэн царил среди всех членов
монастырской братии. Медитация и декламация сутр
сочетались с повседневными обязанностями по дому и в
поле. Отныне сущность дзэн лаконично обозначалась
четырьмя китайскими иероглифами: «работать, прожи­
вать, сидеть, отдыхать». Таким образом, социальное рас­
слоение и экономическая необходимость оказали суще­
ственное влияние на идеологические основы движения,
подобно тому как это произошло в монастырской жиз­
ни на Западе, в период Средневековья. Подобный уклад
последователей учения способствовал вовлечению в дви­
жение мирян, которые в ходе его дальнейшего развития
создали целостную культуру дзэн.
Дао-синь сидел в медитации денно и нощно. В хро­
никах сообщается о том, что в течение шестидесяти лет
он ни разу не прилег. Вновь и вновь он наставляет сво­
их учеников:
«Отнеситесь серьезно к занятиям медитацией! Сидеть
в медитации важнее всего прочего. К тому времени, как
вы проведете в занятиях медитацией от трех до пяти лет,
вы научитесь обходиться малым количеством пищи. Зак­
ройте дверь и сидите! Не декламируйте сутр и ни с кем
не разговаривайте! Если вы будете настойчиво совершен­
ствоваться в этом в течение долгого времени, то плод
будет сладок, как мякоть ореха, которую обезьяна дос­
тает из скорлупы. Но редко кому удается достичь такого
состояния».
Традиция также сообщает об особом методе сосредото­
чения, который Дао-синь рекомендовал своим ученикам19.
85