Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ные формулировки, подтверждающие основную мысль о
том, что все дхармы воплощены в едином разуме. Исхо­
дя из предпосылки единства всех вещей, он приходит к
выводу о неразумности дифференциации и выбора. Как
только разум достигает полного освобождения, он про­
являет свою истинную природу и познает единство, воз­
вышающееся над всеми различиями. Основная идея его
доктрины выражена словами его биографа Дао-сюаня:
«В принципе тождественности заключена глубочай­
шая истина. По причине невежества люди принимают
драгоценную жемчужину-мани за кусок кирпича. Но
внимайте! Когда человек внезапно пробудился к само­
просветлению, он понимает, что уже владеет истинной
драгоценностью. Невежа и просветленный едины по сво­
ей сути, и их нельзя разделять. Следует знать, что все
вещи таковы, каковы они есть.
...После того как мы узнаем о том, что ничто не от­
деляет наше тело от тела Будды, какой смысл стремить­
ся к нирване [как к чему-то находящемуся вне нас)?»
Хуай-кэ осознает, что вступление на Путь должно быть
исключительно внезапным. Для того, кто достиг просвет­
ления таким образом, все задачи решены. То, что Хуай-кэ
говорит о просветлении и проявлении духа, Хуай-нэн и его
ученики постигают как внезапное переживание.
Биография третьего китайского патриарха дзэн Сэнцаня не нашла полного отражения в фундаментальном
историческом исследовании Дао-сюаня. Факты о его
жизни столь скудны, что возникает вопрос о реальности
его существования. Тем не менее это имя находится в
списках патриархов как северной, так и южной школы
дзэн. В работе Дао-сюаня оно также упоминается. Мы
ничего не знаем о его происхождении и жизни. Вслед­
ствие того, что он был крайне отстраненным от мира
человеком, его сравнивают с бодхисаттвой Вималайкирти, что нашло отражение в эпитафии на его надгробии.
В течение шести лет он был учеником Хуай-кэ и полу82