Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
с Бодхидхармой. Первый патриарх не только не отрицал
важности сутр, но и высоко ценил их.
Несмотря на то что история учения Бодхидхармы не
отличается фактической достоверностью, его деятель­
ность с полным правом можно назвать шагом вперед в
направлении, указанном основателями китайского буд­
дизма, а именно Дао-анем, Хуай-юанем, Сен-чжао и,
прежде всего, Дао-шэнем. Бодхидхарма также испытал
влияние китайской философии, но что касается основ­
ных положений доктрины, то его учение, несомненно,
отличалось от великих махаянских сутр17.
С первых дней существования в дзэн ощущался сплав
индийского мистицизма и китайской философии. Со­
гласно традиции, двадцать восьмой индийский и первый
китайский патриархи являются своего рода связующим
звеном между двумя странами. Тем не менее истинная
историческая роль Бодхидхармы в процессе религиозно­
го становления остается неясной. И все же внезапность
просветления приобретает отчетливые очертания в кон­
цепции «созерцания стены». Однако одного слова «бигуань» вряд ли достаточно для того, чтобы определить
качество и степень внезапности просветления, которому
учил и которого достиг Бодхидхарма.
Ученики и последователи

Жизнь преемника Бодхидхармы Хуай-кэ тесно свя­
зана с биографией первого патриарха18. Большинство
хроник придают особое значение двум эпизодам в его
служении дзэн, а именно принятию ученичества и по­
священию в патриархи. Первый эпизод имеет яркую
драматическую окраску. Хуай-кэ в заснеженных окрест­
ностях монастыря Шаолинь умоляет Бодхидхарму взять
его в ученики. Однако его мольбы отвергаются. Он от­
секает себе руку и подносит ее наставнику, и тот, по79