Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ператора Сяо-мина прибыть ко двору Северного царства.
Драматические эпизоды с отравлениями и приглашени­
ями к императорскому двору, по-видимому, по мнению
древних биографов, должны были усилить то впечатле­
ние, которое он производил на современников. Впрочем,
в краткой биографии патриарха, которую излагает Даосуань, не встречается ничего похожего. В более поздней
биографии, составленной монахом Сун-юнем, последний
рассказывает о том, что встретил Бодхидхарму в Цент­
ральной Азии, спустя три года после его смерти с одной
сандалией в руке. Другую сандалию впоследствии обна­
ружили после вскрытия могилы патриарха. В других ле­
гендах говорится о его возвращении в Индию или о пе­
реезде в Японию.
Во многих мифах отчетливо просматривается стрем­
ление его учеников восславить имя покойного учителя и
приукрасить его образ. Ту же цель преследуют выдуман­
ные беседы между Бодхидхармой и учениками, написан­
ные в стиле более поздних коанов, составленных в эпо­
хи Тан и Сун. Но главной целью древних биографов,
несомненно, было желание оградить учение от происков
многочисленных недоброжелателей, сохранить аутентич­
ность доктрины и ее дух.
Достоверных фактов о жизни Бодхидхармы крайне
мало. С уверенностью можно говорить о том, что он дей­
ствительно существовал и был выходцем из Индии. В Юж­
ном Китае он пробыл недолго, а затем направился на се­
вер, где в течение более чем сорока лет проповедовал свою
доктрину о просветлении. Будучи мастером индийской
дхьяны, он пользовался заслуженным уважением совре­
менников и сплотил вокруг себя многих учеников. В пе­
риод между 516-м и 526 годом он появляется в храме Юнни-сю, а затем в монастыре Шаолинь-сю, где после девяти
лет безмолвного сидения напротив стены передает дхарму
своему ученику Хуай-кэ. Он умирает в зрелом возрасте (до
534 года). Дао-сюань заканчивает биографию патриарха
76