Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
самбхиками, — как необходимое условие достижения
состояния Будды.
При сопоставлении позиции дзэн и «Ланкаватара-сутры» особое значение приобретает теория внезапного
просветления. Одним из вопросов, с которым Махамати
обращается к Будде, является следующий: «Является ли
самоочищение сознания Будды спонтанным или посте­
пенным?..» К сожалению, ответ, приведенный в тексте
сутры, не проливает свет на существо вопроса. Китай­
ские переводчики предлагают свои версии, а санскрит­
ский оригинал оставляет много неясностей. Впрочем,
Судзуки полагает, что сутра дает такой ответ: «Иногда
внезапно, иногда постепенно». Далее он поясняет, что в
любом случае, даже при постепенном очищении, про­
буждаемый испытывает внезапную внутреннюю переме­
ну в сознании: «Процесс самоочищения сознания Будды
иногда постепенен, иногда внезапен. Но упоминание о
внезапном переломе или возвышении (паравритти) убеж­
дает нас в том, что этот процесс является скорее внезап­
ным, чем постепенным, хотя фактический жизненный
опыт, который психологи называют «конверсией», быва­
ет разным — как внезапным, так и постепенным <...>.
Об этом можно говорить как о психическом феномене,
как о внезапном изменении уровня сознания. Человек,
который долго шагал в одном направлении, вынужден
внезапно повернуть назад. Столь резкий разворот, не­
сомненно, является революционным, и человеческое
сознание не замедлит это зафиксировать».
Подобно тому как все мистические доктрины провоз­
глашают неизъяснимость внутреннего опыта, учение
Махаяны настаивает на том, что внезапное прозрение
истины в просветлении невыразимо концептуальными и
вербальными средствами. Однако «Ланкаватара-сутра»
идет дальше, отрицая человеческую речь как средство
самовыражения. Таким образом, само собой напрашива­
ется сравнение этой сутры с канонами дзэн, в одном из
55