Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ностным, вселенским сознанием — порождающим осталь­
ные семь уровней сознания, совокупность которых состав­
ляет всю полноту психической жизни человека, начиная от
эгоистического сознания и кончая космическим. Резерв­
ное сознание тождественно безличному «чреву Просвет­
ленного» (татхагатагарбха), представляющего источник
всех истечений переходного мира реинкарнаций и храня­
щего семена (биджа) грядущих и прошлых существований.
В силу неизъяснимых причин эти семена «прорастают»,
и все подсознательные воспоминания о былых деяниях,
хранящиеся в резервном сознании, источают тончайший
аромат (васана), стимулирующий и развивающий психи­
ческую деятельность. Опьяняющее воздействие этого об­
манчивого «аромата», которое ввергает живые существа в
океан неведения и страстей, устраняется за счет духов­
ного подъема, ведущего к просветлению. Этот опыт явля­
ется прямым порождением праджни, обладая которой
можно осуществить окончательный переход от множе­
ственности внешних проявлений к всеобщему единству.
В просветлении око мудрости открывается интуитив­
ному видению, которое махаянская традиция отождеств­
ляет с космическим телом Будды или с нирваной.
Судзуки, интерпретируя санскритский термин «паринишпанна» (буквально: «совершенство знания»), объяв­
ляет это «знание» самореализацией человека. Точно так
же шестой патриарх Хуай-нэн говорит о «созерцании
собственной глубинной природы» или о «наблюдении за
собственным предвоплощенным спокойствием» как о
присутствующем во всех живых существах пути к реа­
лизации природы Будды. В дальнейшем мы поговорим
о месте шестого патриарха в истории становления буд­
дийской мысли. Его доктрина просветления сочетает
основные концепции Махаяны с понятиями даосизма.
Идеи Хуай-нэна более близки школе трансценденталь­
ной мудрости, которая рассматривает «первозданную
чистоту разума» — понятие, впервые озвученное маха54