Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ной. По мнению Судзуки, дзэн — это «практическое
осуществление буддийской мысли в Китае, и философия
кэгон является ее теоретической кульминацией». Эти
учения взаимосвязаны таким образом, что «философия
дзэн — это кэгон, а учение кэгон воплощается в дзэнском образе жизни».
Религиозное содержание сутр «Аватамсаки» стало крае­
угольным камнем доктрины Махаяны, а именно: вселенс­
кая реальность Будды, одинаковость абсолютного состоя­
ния в нирване, относительность феноменального мира в
сансаре и просветленный путь бодхисаттвы, наделенного
мудростью и состраданием к заблудшим живым суще­
ствам, вынужденным подчиняться бесконечному циклу
рождений и смертей. В сутрах «Аватамсаки» прослежива­
ется отчетливая тенденция к выражению через отрицание,
свойственному theologia negativa школе трансценденталь­
ной мудрости, уходящей корнями в осознание пустотности всего сущего.
Убеждение в том, что высшее освобождающее знание
достигается за счет интуитивного прозрения, также свой­
ственно всем школам Махаяны. В сутрах утверждается
тесная взаимосвязь и взаимопроникновение абсолютной
природы Будды и проявленного индивидуального мира.
Будда есть Все, а Все есть Будда. Однако этот исключи­
тельный союз не лишает явления их уникальности. Не­
сомненно, вещи не обладают собственной природой, ибо
все проявленное поглощает тождество с Буддой. И все же
для вселенной любая вещь исполнена индивидуального
значения.
Для полноты картины приведу несколько примеров.
Можно провести аналогию с сетью Индры, состоящей
из драгоценных камней и нависающей над его дворцом.
«В каждом из драгоценных камней отражаются осталь­
ные; подбирая один из них, мы видим не только нераз­
дельность сети, но и каждый составляющий ее камень».
Если горящую свечу со всех сторон окружить зеркала45