Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ского дзэн (чань), достиг великого просветления, услы­
шав стихотворную строку из «Алмазной сутры»:
«Пусть твое сознание возвысится, ни на чем не оста­
навливаясь».
И поныне сутры «Праджняпарамиты», а особенно
«Праджняпарамита-хридая-сутра», повсеместно изучают­
ся и декламируются в дзэнских монастырях. По мнению
Судзуки, магическая формула в конце сутры, которая на
первый взгляд противоречит ее метафизическому духу,
является коаном. Фактически он считает всю сутру пре­
людией к религиозному переживанию, пробужденному
коаном. За счет отрицания и парадоксов, несоответствия
рациональному осмыслению открывается канал позна­
ния, через который воспринимается конечная истина.
Сами отрицания являются необходимым условием для
своего рода прорыва к постижению таковости. Следова­
тельно, как сутра, так и коан пробуждают один и тот же
психический процесс просветления.
Космотеизм сутр «Аватамсаки»
В европейской литературе имеются лишь общие сведе­
ния о содержании многочисленных томов, составленных
из сутр «Аватамсаки», на основе которой возникла китай­
ская школа хуаянь. Впоследствии это учение прижилось в
Японии и получило название буддийской школы кэгон.
И поныне ни одна из сутр «Аватамсаки» полностью не пе­
реведена на европейские языки, а имеющиеся разрознен­
ные отрывки не могут дать отчетливого представления о
религиозном содержании этих текстов.
Но вновь творчество Судзуки оказывает нам неоцени­
мую услугу. В своих очерках он не только доводит до
читателя основные идеи сутр «Аватамсаки», но и вскры­
вает религиозный контекст поэтической канвы. Связь
между дзэн и сутрами «Аватамсаки» становится очевид44