Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ковости — перекочевали из «Праджняпарамиты» в дзэнбуддизм.
Своеобразный духовный климат дзэн как нельзя лучше
способствует раскрытию парадоксов. Китайские мастера
называют познание вещей в их таковости «ежедневным
просветлением». Простые по форме утверждения на темы,
связанные с бытовыми эпизодами, нередко приводят к
мгновенному прозрению.
Однажды к Чжао-чжоу обратился монах:
— Учитель, я все еще далек от Цели. Дайте мне на­
ставление.
— Ты уже позавтракал? — спросил мастер.
— Да, — ответил монах.
— Так пойди и вымой за собой чашку!
В этот момент монах прозрел.
Судзуки приводит множество аналогичных случаев
проявления «праджни дзэнских мастеров», например
следующее наставление китайского мастера дзэн, прожи­
вавшего в начале эпохи династии Мин (XIV век).
Однажды Юнмень выставил перед собой свой посох
и обратился к монахам со следующими словами: «Наи­
вные люди принимают его за реальность; обе яны [Ко­
лесницы] изучают его и объявляют несуществующим;
пратьекабудцы заявляют о тленности его существования;
бодхисаттвы принимают его таким, каков он есть, при­
знавая при этом его пустотность. Что же касается пос­
ледователей дзэн, то они видят посох и называют его
просто посохом. Если они хотят гулять, то просто гу­
ляют; если они хотят сидеть, то просто сидят. Никакие
обстоятельства не способны нарушить их покой и без­
мятежность».
Таким образом, метафизическое прозрение таковос­
ти вещей становится конкретной жизненной позицией,
истоки которой следует искать в махаянской доктрине
трансцендентальной мудрости. Хуай-нэн, шестой патри­
арх и один из самых примечательных деятелей китай43