Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
люцию буддийской доктрины. Начало новому движению
положили доцетические идеи махасангхиков. Некоторые
сверхъестественные качества, которыми ранние буддис­
ты наделяли Просветленного, едва ли серьезно повлия­
ли на суть самого учения.
Догматические концепции западного доцетизма далеки
от буддийской позиции. Буддизм не проводит границы
между человеком и Богом13. Божества, появляющиеся в
сутрах и культовой атрибутике, являются мифологически­
ми образами, которые ассоциируются с живыми существа­
ми, пребывающими в бесконечном цикле перерождений.
Подъем Будды на уровень запредельного мира заложил
основу метафизической буддологии. Появившись среди
заблудших и нуждающихся в спасении существ, Будда за­
тем преступает границу физического мира и восходит в
царство абсолютной реальности. Более он не пребывает в
чисто человеческой ипостаси. Его земное происхождение,
хотя и не предается забвению, низводится к незначитель­
ному этапу в бесконечной истории милосердных деяний.
В сущности, он провозглашается Абсолютом.
В этом и заключается новаторство Махаяны, которое в
религиозном смысле сопровождалось ростом культового
поклонения, а в философском — оказало влияние на ста­
новление индийского монистического пантеизма. С пози­
ции приверженцев Махаяны Будда является трансценден­
тальным существом изначально и сущностно. Коль скоро
буддизму несвойственно давать логически структуриро­
ванное описание потустороннего мира и вследствие того,
что учение отрицает субстанциональность и ограничивает
причинность проявленного царства сансары, адепты Ма­
хаяны не могут рассматривать Будду как Бога или Творца.
Его бытие лежит вне сферы концептуального осмысления
и не поддается выражению. Отождествление окончатель­
ного и абсолютного мистического состояния нирваны с
Буддой является краеугольным камнем буддологии Маха­
яны. Но и проявленный мир также является частью таин35