Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ководствуется следующим наставлением: «У тебя же,
когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не зна­
ет, что творит правая...» (Мф., 6:3). Бодхисаттва же тво­
рит милостыню сознательно и испытывает сострадание
по отношению к конкретным людям, и в этом смысле
объекты его милосердия фактически обогащаются.
Идеал бодхисаттвы постоянно оказывал формирую­
щее влияние на буддизм и на дзэн-буддизм в частности,
где он принес богатые плоды. И поныне его обеты иг­
рают определяющую роль в жизни ученика дзэн. Они с
трепетом провозглашаются в начале Пути и постоянно
повторяются в течение долгих лет духовной практики:
Сколь бы бесчисленными ни были живые существа, я обя­
зуюсь спасти их всех.
Сколь бы неистощимы ни были страсти, я обязуюсь усми­
рить их.
Сколь бы неизмеримы ни были дхармы, я обязуюсь ими ов­
ладеть.
Сколь бы несравненной ни была истина Будды, я обязуюсь
постичь ее.
В последнем из четырех обетов принимающий посвя­
щение отождествляет себя с высшим просветлением.
Обладая всеведением, бодхисаттва постоянно обитает в
царстве Абсолюта. Мистический характер интуитивно­
го видения также присущ озарению, которого достига­
ют адепты дзэн, вставшие на путь бодхисаттвы.
Буддология и нирвана

Идеал бодхисаттвы стал в буддизме Махаяны новой
творческой силой. Развитие учения происходило без раз­
рыва связей с Хинаяной и завершилось видоизменени­
ем основных концепций раннего буддизма. По мнению
японских специалистов, учение Махаяны завершило эво34