Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
19
«Пять способов» и «Пять упражнений» представляют си­
стему сосредоточения по Дао-синю. В «Пяти способах» упор
делается на переходе от умственной деятельности к просветле­
нию и видению пустоты в неизменном единстве.
20
В «Лиу-цзу-та-ши-фа-бао-данн-цин» говорится более чем
о 1100 учениках. Японские историки Уи и Масунага призна­
ют, что со времен Дао-синя в окрестностях храма «Восточной
горы» постоянно проживали более пяти сотен учеников.
21
«Лиу-цзу-да-ши-фа-бао-тэн-цин». Авторство и дата на­
писания этого трактата неизвестны. В традиции южной шко­
лы его приписывают Фа-хаю, ученику Хуай-нэна. Ху Ши при­
водит четыре аргумента в пользу авторства Шэнь-хуая.
Очевидно, произведение было написано во второй половине
VIII столетия. В более поздний период были внесены много­
численные добавления, но даже ранняя версия не может пре­
тендовать на историческую достоверность. Первая глава этой
сутры переведена на немецкий Росселем. Английский вариант
перевода является вольным. Две гаты можно обнаружить в
«Сутре шестого патриарха» и в более поздних писаниях юж­
ной школы, но не в «Шэнь-хуай ю-лу». Из этого Уи делает
вывод о том, что Шэнь-хуай не был с ними знаком; в про­
тивном случае он воспользовался бы этими текстами. Точно
так же эти станцы не содержатся ни в «Лень-циа-ши-цзу-ци»,
ни в «Шэнь-хуай ю-лу».
22
Дата рождения Шэнь-хуая установлена приблизительно, и
о его юности известно очень мало. В 656 г. он принимает мо­
нашество в лоянском храме Дьен-кун-сю. В возрасте пятиде­
сяти лет он становится учеником Хун-жэня и остается в его
подчинении шесть лет, приблизительно с 656-го по 661 г. По­
мимо знания буддийских сутр он был сведущ в конфуцианстве
и даосизме.
23
В 700 г., в возрасте девяноста четырех лет, Шэнь-сю был
приглашен к императорскому двору. Как ученого и монаха его
высоко ценили. Он умер в 706 г. в храме Дьен-кун-сю в Лояне, где в юные годы получил посвящение.
24
Цзун-ми (780—841) рассказывает о проживании Шэньхуая с Шэнь-сю, которое Уи датирует 699—701 гг. Коль скоро
он приходит к выводу о том, что Шэнь-хуай какое-то время
провел в учениках у Шэнь-сю, Уи считает позорной неблаго­
дарностью по отношению к бывшему учителю последующие
нападки Шэнь-хуая на его учеников. Уи полагает, что Шэнь-

314