Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ет, что нирвана (в рамках формулы зависимого начала [патиккасамуппада]) есть не что иное, как реализация относительно­
сти бытия. Следует отметить, что он, как и многие другие пос­
ледователи буддизма Махаяны, приписывает нигилистический
подход к толкованию термина адептами Хинаяны.
5
Сами буддологи трактуют этот закон неоднозначно. В то
время как приверженцы Махаяны, такие, как Уи, усматривают в
этой формуле раннебуддийское понимание относительности
бытия, буддисты Хинаяны воспринимают его как троекратный
подъем причинной взаимозависимости в прошлом, настоящем и
будущем. В нашем распоряжении нет исторических источников,
которые позволили бы определить, которое из этих толкований
является аутентичным. Первое пояснение носит метафизический
характер, в то время как второе соответствует индийскому пред­
ставлению о цикле перерождений в сансаре.
6
Согласно Уи, упомянутое различие, о котором говорится
в хинаянских текстах, отнюдь не восходит к примитивному
буддизму, но принадлежит к более позднему периоду филосо­
фии Хинаяны. По мнению этого автора, истинная концепция
нирваны означает достижение состояния Будды, которое не
имеет ничего общего с физической смертью. Коль скоро при­
жизненное достижение этого состояния было недоступно по­
ниманию более поздних толкователей учения, которые тем не
менее ждали от практикующих аскетов конкретного результа­
та, эти буддологи отличали одну нирвану от другой по нали­
чию или отсутствию жизненного субстрата. Подобное различие
было соотнесено с доктриной о переселении душ, которая не
принадлежит изначальному буддийскому учению.
7
Практически все современные исследователи буддизма
проводят различие между аутентичной доктриной Шакьямуни
и позднейшим развитием Хинаяны. Регамей последовательно
отслеживает доканонический буддизм, Малую Колесницу и
Большую Колесницу. Конзе добавляет к его исследованию
справочную хронологическую таблицу, в которой первое упо­
минание о Хинаяне датируется 246 г. до Р. X., то есть почти
тремя столетиями спустя после смерти Будды. В «Краткой ис­
тории индийской философии» Уи предлагает следующую клас­
сификацию: 1) примитивный буддизм, просуществовавший в
течение тридцати лет после ухода Будды в нирвану; 2) ранний
буддизм — до 270 г. до Р. X. (коронация Ашоки); 3) сектант­
ский буддизм — с 270 г. до Р. X. по 100 г. до Р. X.; 4) Хинаяна
310