Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
торые читали и поясняли мне буддийские тексты, были
предупредительны и услужливы во всех отношениях.
Они — убежденные приверженцы пантеистической фи­
лософии Махаяны (Большой Колесницы) и относились
к дуалистическим концепциям Хинаяны (Малой Колес­
ницы) с пренебрежением. Во время летних каникул они
отправлялись в сельскую местность для практики дзадзэн, но в то же время ревностно поклонялись образам
Будды и декламировали сутры. Они проявляли подлин­
ную набожность. Но каким образом вера сочеталась с их
пантеистической философией? В рамках их философских
убеждений молитвенное поклонение считалось «искусст­
венным средством». Тем не менее все религиозные ри­
туалы выполняли так искренне, что их вера не вызывала
сомнения.
Позднее меня не раз поражали простота в общении и
благородный гуманизм старых дзэнских наставников. Од­
нажды мастер, под чьим руководством была группа нович­
ков, объяснил мне основы практики и сущности просвет­
ления. Вначале в его словах я не услышал ничего нового.
Он утверждал, что даже для просветленного жизнь остает­
ся в рамках земного существования и идет своим чередом.
Иными словами, в повседневной жизни он не сталкивает­
ся с чудесными или магическими явлениями. И все же я
осмелился задать ему главный вопрос: «Когда человек по­
средством просветления достигает состояния будды и тем
самым воссоединяется с Абсолютом, возвышается ли он до
абсолютного бытия и уподобляется ли Абсолюту?» На это
бонза ответил: «Нет, после просветления я никоим обра­
зом не претендую на абсолютное бытие. Я продолжаю
жить повседневной жизнью, выполняю свою работу и за­
нимаюсь аскетическими упражнениями; так же как и дру­
гие люди, я могу заболеть и даже умереть (буддисты назы­
вают это подчиненностью закону причины и следствия).
Мы, буддисты, не ведаем понятия греха, знакомого хрис­
тианам, но во искупление недостатков моей жизни я каж306