Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
дзэн от сверхъестественного мистицизма и многочислен­
ных форм магии.
Естественность мистического опыта следует отличать
от философского осмысления истины. Следуя нашим ес­
тественным наклонностям, мы вправе ожидать от мис­
тического опыта нового видения сокрытой и поэтому не­
доступной истины. В этой связи напрашивается вопрос:
«Познал ли этот мистик истину, и если да, то какую ис­
тину? Но может быть, он — мечтатель, введенный кемто в заблуждение, или обманщик?» Подобные вопросы
ведут в никуда. Ибо даже тогда, когда истинный мисти­
ческий опыт достигает своего апогея, например в ходе
христианского откровения и нисхождения Святого Духа,
душа, соприкоснувшаяся с Богом, не способна его
выразить. Лишь в исключительных случаях мистики рас­
сказывали о своих впечатлениях непосвященным. Как
правило, их видение истины окрашено личными впечат­
лениями и, следовательно, является субъективным. Ког­
да они пытаются выразить свой опыт вербально, слова
становятся неадекватны содержанию. При этом настоль­
ко сложно отличить правду от вымысла, что не составило
бы труда привести длинный перечень ложных высказы­
ваний известных мистиков. Следовательно, мистический
опыт не предполагает адекватного словесного выражения
истины.
Суть мистицизма сверхъестественного откровения со­
стоит в том, что мистический опыт является выражением
божественной милости. Христианские мистики превозно­
сят дар вечной любви, который позволяет им ощущать бес­
смертного Бога в своих бренных телах. Для них мистичес­
кий опыт является высшей ценностью, ибо они обретают
его не за счет собственных усилий, но как дар, ниспослан­
ный свыше. Отчетливое и внезапное ощущение присут­
ствия в душе Бога, которое является сущностью их опыта,
превышает познавательную способность простого смерт­
ного.
300