Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
туация сравнима с состоянием человека, который нахо­
дится в комнате, где дверь открыта, а окно защищено
решеткой. Внутреннее побуждение приковывает его
взгляд к тому, что происходит за окном. Этим срав­
нением Бине пытается обозначить одновременность су­
ществования свободы и внутренних сдерживающих фак­
торов. Для него опыт сатори не является первым шагом
к свободе, которой он уже обладает и которая не может
быть утрачена. Человек избавляется от внутреннего на­
пряжения и осознает возможность выхода через откры­
тую дверь.
Бине смешивает психологические выводы с философ­
скими понятиями, которые он отчасти почерпнул из
махаянской метафизики дзэн, а частично — из соб­
ственных психологических наблюдений. Так, с воисти­
ну ницшеанской логикой он утверждает, что «коль ско­
ро человек теоретически способен отождествить свою
личность с Абсолютным Принципом, то он не может
смириться со сном этой личности; он не может допус­
тить того, что не является вселенской Первопричиной».
Для него вершиной человеческой мудрости является
возвышение над дуалистическими представлениями, то
есть абсолютный монизм. При этом он мыслит в рам­
ках метафизических понятий. Но философский монизм
не может быть порожден психологическими предпосыл­
ками, как и не может быть основан на человеческом
опыте.
Современные психологи желают почерпнуть в дзэн
новые способы терапевтического воздействия. При этом
различают «малую терапию», с помощью которой лечат
неврозы, избавляя человека от подсознательных комп­
лексов, и «большую терапию», целью которой является
создание полноценной личности за счет мудрости чело­
вечества, заключенной в «коллективном бессознатель­
ном». В том, как дзэн пробуждает подсознательные
пласты человеческой психики, он вполне удовлетворяет
298