Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
На основе собранного Судзуки материала Юнг интер­
претирует дзэнский опыт как прорыв бессознательных
сил человеческой психики, заложенных в самой приро­
де души как на сознательном, так и на подсознательном
уровнях. Согласно Юнгу «великое освобождение» сатори есть не что иное, как высвобождение бессознательно­
го. Сознательная психическая деятельность всегда
ограничена: «Мир сознания неизбежно становится ми­
ром, ограниченным запретами и барьерами. Сама сущ­
ность сознания определяет его ограниченность <...>». С
другой стороны, «бессознательное представляет всю пол­
ноту сублимированных психических факторов, тотальное
проявление латентной природы...».
Интерпретация сатори Юнгом представляет собой но­
вый взгляд европейца на это состояние и помогает понять
многие естественные мистические явления. Это толкова­
ние объясняет специфические изменения, происходящие
в сознании, и проливает свет на механизмы психической
деятельности. Однако сам мистический опыт, который
указывает на выход за пределы сознания, нельзя объяснить
с помощью подобных рассуждений.
Аналогичным образом состояние сатори рассматри­
вал французский психолог Альфред Бине, который обо­
значал его как интеграцию или реализацию психики
человека во всей ее полноте. Согласно Бине подсозна­
тельное является первой и единственной движущей си­
лой психики и Абсолютным Принципом, который в са­
тори отождествляется со вселенной. Он называет это
«Фундаментальным Бессознательным» (не-сознание или
Космический Разум в дзэн). Он проводит различие меж­
ду сатори как состоянием и как явлением, что до неко­
торой степени напоминает разграничение между врож­
денным и достигнутым просветлением в метафизике
Махаяны.
Как состояние сатори извечно. В этом случае нет
стимула к фактическому освобождению. Подобная си297