Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
как «взгляд в подсознание». Движущую силу, ведущую к
просветлению, он характеризует как «крайнее волевое
усилие, порожденное и подталкиваемое некой иррацио­
нальной или подсознательной силой».
Используя термин «подсознание», Судзуки вводит клю­
чевое слово современной психологии в дзэнскую лите­
ратуру и при этом вряд ли полностью осознает значение
своего открытия. Следует отметить, что многие слова дзэнских наставников, говоривших о «всматривании в соб­
ственную природу» и об «истинном выражении нерожден­
ного», указывают именно в этом направлении. То же самое
можно сказать и о многочисленных отчетах о дзэнском
опыте, в процессе которого вскрывается неисследованный
пласт человеческой психики. Возможно, эти отчеты наве­
ли Судзуки на мысль о «подсознательном».
Понятие «подсознательного», взятое на вооружение
европейскими психологами относительно недавно, было
знакомо представителям азиатских цивилизаций с глубо­
кой древности. Индийские мудрецы не только толкова­
ли сны и измененные состояния сознания, но и вклю­
чили элемент подсознательного в свои метафизические
системы. Буддисты всегда придавали большое значение
доктрине «хранилища сознания» (алайавиджнана). По­
этому вряд ли можно считать случайной концепцию бес­
сознательного, которую в XIX веке взяли на вооружение
европейские философы романтической школы, которые
отличались особой восприимчивостью к восточной муд­
рости. Так, Шеллинг и, особенно, К.Г. Карус впервые
заговорили о бессознательном. В «Философии бессозна­
тельного» Эдварда фон Хартманна (1869 г.) также ощу­
щается отчетливое влияние буддийской натурфилосо­
фии. Несомненно, он воспринимал бессознательное не
психологически, но метафизически. Очевидную схожесть
психологии бессознательного с восточной философией
можно отметить в работах К.Г. Юнга и дзэнского адепта
Судзуки.
296