Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
«Я почувствовал, как безграничное пространство рас­
сыпалось на куски и великая земля превратилась в нич­
то. Я забыл о себе, я забыл о мире; это было подобно
тому, как одно зеркало отражает другое. С отчетливой
ясностью в моем сознании предстали ответы на не­
сколько коанов. Более я не заблуждался относительно
чудотворной силы Праджни [Трансцендентальной Муд­
рости]».
Дэ-и с горы Мэнь также испытал психическое состо­
яние, когда его сознание стало зеркально чистым. По­
добно тому как луна обретает свою форму, пока ее лучи
падают на неподвижные воды потока, плавно растекаясь
по его поверхности, так и умиротворенное сознание ос­
тается безмятежным и чистым.
Тянь-шан, ученик Дэ-и, перед тем, как достичь про­
светления, прошел тернистый и мучительный путь. Тем
радостней стало его освобождение:
«С моего сознания и тела спали все оковы; я стрях­
нул с себя свои кости и сам костный мозг. Казалось,
будто я увидел солнце, ярко сияющее сквозь грозовые
тучи. Я не смог удержаться, вскочил со своего сидения,
прибежал к наставнику и воскликнул: «Чего же мне не­
достает теперь?»
Сюэ-йен Цзу-цин (умер в 1287 году) так же почув­
ствовал, как он переносится из тьмы в свет. В просвет­
лении он обрел новое видение реальности:
«Опыт был неописуем и неизъясним, ибо ничто в
этом мире не может с ним сравниться <...>. Я смотрел
вокруг себя, вверх и вниз, и вселенная во всем много­
образии чувственных объектов выглядела теперь иначе;
все, что ранее представлялось отвратительным, вместе с
неведением и страстями, теперь казалось не чем иным,
как истечением моей внутренней природы, которая в
своей сущности оставалась яркой, истинной и прозрач­
ной. В таком состоянии сознания я пребывал более ме­
сяца».
291