Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
просветления», которое есть не что иное, как природа
Будды, присущая всем живым существам, или космичес­
кое тело Будды, вспышкой озаряющее сознание.
Другим признаком оформления дзэн в историческом
контексте стала его несомненная принадлежность к буд­
дийскому учению. Дзэн был порожден буддизмом и остал­
ся в рамках этой религии. Великие дзэнские наставники
были высокодуховными людьми, обязанными своими луч­
шими качествами именно буддизму. Духовный аспект буд­
дийской доктрины, восходящей к Абсолюту, затронул ми­
стические струны в их сердцах и породил стремление к
постижению Высшей Истины (парамартха) (санскр. —
абсолютное существование) посредством интуитивного
прозрения и к достижению просветления в единении с
Буддой.
Последователи дзэн считают его наиболее чистой и
аутентичной дхармой, то есть высшей формой буддизма.
Однако, причисляя себя к семейству буддийских школ,
дзэнские адепты считают свою школу единственно воз­
можным средством спасения. При этом они не отрица­
ют культ, писание и традицию. Отто очень точно под­
метил, что дзэн можно понять лишь только после того,
как мы изучим и поймем все священные писания, «ко­
торые «должны сгореть», чтобы стать знанием». В исто­
рическом контексте дзэн следует рассматривать как одну
из многочисленных ветвей буддийского древа.
Многочисленные проявления дзэн в искусстве и куль­
туре ни в коей мере нельзя считать «побочным продук­
том», ибо они являются порождением самой сущности
учения. В предметах дзэнского искусства четко просле­
живаются натуралистические тенденции, а само воспри­
ятие жизни формируется за счет постижения космичес­
кого единства. Человек обретает гармонию с вселенной,
гармонию, которая выражается намеками и символами.
Эта гармония наиболее полно проявляется в тишине,
преисполненной смысла. Культурные достижения дзэн
289