Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
смягчен нравственным законом кармы. Ибо, если даже
нирвана, причисленная к составным элементам реально­
сти, материалистически толкуется как «бездушный жиз­
ненный осадок», речь идет не о чем ином, как о зауряд­
ном материалистическом представлении. Тем не менее
некоторые комментаторы считают его сокровищницей
буддийской мысли. Процесс спасения лишен метафизи­
ческого характера и ограничен рамками механистической
схемы.
Однако материалистическо-плюралистическая филосо­
фия, погрязшая в трясине бесконечных обтекаемых опре­
делений и классификаций, едва ли способна оценить по
достоинству хинаянский религиозный опыт. Медитатив­
ные практики и стремление к абсолютному состоянию
нирваны как нельзя лучше характеризуют истинную рели­
гиозность приверженцев Хинаяны, без осознания которой
немыслимо осмысление процесса развития Махаяны10.
Последовательное развитие махаянской мысли внесло
изменения практически во все основные буддийские
понятия. Теория о дхармах, подвергнутая беспощадной
критике, создала основу монистической доктрины. Уче­
ние о добродетели (парамита) ориентируется на обрете­
ние высшей мудрости. Нирвана в совокупности с косми­
ческим видением будды является, наряду с достижением
состояния будды, целью спасения. Будда, нирвана и про­
светление выражают абсолютную сторону реальности,
воплощенной в феноменальном мире сансары, где блуж­
дают в поисках спасения все существа, наделенные со­
знанием. Бодхисаттва предстает как воплощение самого
просветления. Все эти мысли и мотивы органично пере­
плетены.
И все же окончательное становление Махаяны как
таковой произошло лишь после провозглашения Боль­
шой Колесницы, которая противопоставлялась уступав­
шей ей Малой Колеснице. Примечательно, что это было
сделано в сутрах, оберегающих «чистоту» учения. Лишен28