Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
тановить <...>. Дзэн делает ум свободным и непредвзя­
тым; даже идея о единстве и всеобщности является пре­
пятствием и своего рода ловушкой для свободы духа».
Представляя эмпирическую сторону мистицизма, дзэн
не является носителем философской или религиозной
доктрины. Однако в предисловии к первой немецкой
публикации о дзэн-буддизме Рудольф Отто указывает на
его метафизические корни: «Ни одно мистическое уче­
ние не витает в облаках. Напротив, все мистики имеют
прочный идеологический фундамент, который сами же
и отрицают, но который определяет конкретную форму
проявления того или иного мистического содержания».
Мистицизм дзэн коренится в пантеистической и космотеистической метафизике сутр Махаяны, тезисы которой
были взяты за основу китайскими и японскими настав­
никами.
В собственных трудах Судзуки содержится немало
материалов, опровергающих его утверждение об отсут­
ствии у дзэн метафизической основы, ибо этот историк
постоянно подчеркивает тесную связь дзэн с сутрами
«Праджняпарамиты» и философией шуньяты. Фактичес­
ки «сатори» обозначает не что иное, как «праджняпарамиту», то есть высшую безличную мудрость. Судзуки
цитирует китайский текст, авторство которого приписы­
вается Бодхидхарме, где сказано: «Если ты желаешь най­
ти Будду, то должен заглянуть в глубину своей собствен­
ной Природы, ибо эта Природа и есть Будда <...>. Эта
природа есть Сознание, Сознание есть Будда, Будда есть
Путь, а Путь есть дзэн». Далее читаем, как дзэнский
наставник со смертного одра обращается к своим учени­
кам: «Дхармакая извечно остается безоблачной, хотя и
указывает на время прихода и ухода; все древние мудре­
цы были порождением одного источника, и все души
мира возвращаются к Единственному». Опыт дзэн, кото­
рый на философском языке обозначается как «обретен­
ное просветление», допускает наличие «врожденного
288