Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
среди представителей всех слоев японского общества.
Первый докладчик сделал попытку защитить соотече­
ственников от расхожих обвинений в иррациональнос­
ти, впечатление о которой создается во время краткого
пребывания в стране, особенно у представителей хрис­
тианских цивилизаций. По его утверждению, японская
религиозность приняла новые формы: «В центре комна­
ты стоит единственный стол. В токономе (в нише) ус­
тановлена ваза с единственным цветком, а над ней ви­
сит рисунок, выполненный тушью. В комнате царит
абсолютная чистота. Взгляду стороннего наблюдателя не
на чем остановиться, ибо в комнате нет ни одного буд­
дийского предмета. И все же здесь, в чистоте и просто­
те убранства, которые способствуют умственному сосре­
доточению, ощущается буддийский дух <...>». Он
продолжил свой рассказ о чайной церемонии и искус­
стве аранжировки цветов (икебана) как об отражении
дзэнского религиозного сознания. Второй не согласил­
ся с первым оратором и заявил, что ограничение буд­
дизма рамками натурализма искажает истинную веру.
Как бы там ни было, стремление к аскетическо-художественному образу жизни является несомненной особен­
ностью японского характера, нашедшего в дзэн свое
высшее выражение.
Несмотря на то что Хакуин не может считаться вели­
чайшим дзэнским художником, он уникален тем, что су­
мел сочетать высшую степень просветления с врожденным
художественным даром. Его искусство стало порождением
мистического опыта и было направлено к мистическому
постижению. Даже в прозаических произведениях его
язык отличается живостью стиля, богатством воображения
и оригинальностью. Его известная песня о просветлении
раскрывает сущность монистического мироощущения
мистика. Подобно любому другому пантеистическому сти­
хотворению, она монотонна, но при этом насыщена стра­
стным религиозным порывом:
283