Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
нял. Процесс начинается с создания мысленного образа
чистого, нежного и прекрасно пахнущего куска масла,
размером с утиное яйцо, который, мысленно помещен­
ный в голову, вызывает приятное чувство. В голове дол­
жно возникнуть ощущение прохладной влажности,
которая стекает к плечам, рукам, к соскам, а затем к
внутренним органам — легким, печени, желудку и, на­
конец, достигает аппендикса. Боль, сосредоточенная в
пояснице и внутренностях, должна стекать вниз подоб­
но воде, пока во всем теле не возникнет ощущение мощ­
ного потока жизненной энергии, согревающего ноги
вплоть до кончиков пальцев и пяток...
В процессе этого упражнения человек должен полно­
стью отождествлять себя с жизненной энергией, поток
которой, таким образом, полностью восстанавливается.
В конце трактата «Ясэн Канна» Хакуин уверяет нас в
том, что упорная практика по методике отшельника Хакую
полностью восстановила его физические силы. Болезнь
отступила, и вплоть до преклонного возраста (восемьдесят
два года) он отличался отменным здоровьем.
Личность и японский характер
Хакуин является последней видной фигурой в дзэн,
которую мы рассматриваем в нашем исследовании, и
стоит в длинном ряду религиозных деятелей, которые
внесли существенный вклад в наше понимание восточ­
ной духовной культуры. Представители трех великих
азиатских народов имели разные подходы к мистичес­
кому постижению. В Индии мистицизм Хинаяны и Махаяны имел тенденцию к уходу от проблем мирской
жизни. Ранний буддизм во многом использовал систе­
му йоговского сосредоточения, а сутры Махаяны, в
свойственной для них метафизической манере и инту­
итивном монизме, часто перекликались с учением Ве281