Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
вало некое внешнее давление, ускорившее столь рази­
тельные перемены? Не случилось ли так, что новые
идеи стали плодом интеллектуального творчества неко­
его анонимного гения? Современные ученые считают,
что переход от старой доктрины к новой был постепен­
ным, причем настолько постепенным, что современни­
ки его не заметили. Это предположение подтверждается
тем, что многие аспекты учения Махаяны тут и там от­
мечаются в текстах раннего буддизма. Многое из того,
что считалось новым в учении Махаяны, вовсе таковым
не является. Весьма вероятно, что в период от Алексан­
дра до Августина западные умозрительные спекуляции
и церковные догмы оказали существенное влияние на
индийскую религиозную мысль.
Несмотря на неопределенность исторического насле­
дия, можно утверждать с известной долей уверенности,
что Махаяна органично развивалась в рамках буддизма.
Иными словами, она восходит непосредственно к буд­
дийским школам более раннего периода. Из историчес­
ки достоверных источников известно, что в течение
продолжительного периода последователи обеих Колес­
ниц мирно сосуществовали, проживали в одних и тех же
монастырях и соблюдали заветы и предписания Хиная­
ны. Исторический анализ наследия философских школ
Махаяны позволяет прийти к выводу о том, что новое
религиозное течение подверглось существенному внеш­
нему влиянию.
Ранние концепции учения перекликаются с текстами,
написанными на санскрите приверженцами школ Хина­
яны философского направления. Главным философским
наследием Хинаяны последователи Сарвастивады счита­
ют «Абхидхарма-косу» Васубандху — схоластический и
безжизненный опус, лишенный метафизического поры­
ва. В этой «вершине» хинаянского знания сухо перечис­
лены все составные элементы реальности. Материализм
двойственной теории дхармы до некоторой степени
27