Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
доставляет такого удовольствия, как прорыв сквозь много­
этажные ворота бесконечных перерождений в цикле рож­
дений и смертей и внутренняя реализация врожденного
просветления, совершенных во всех четырех направлени­
ях небес. Несомненно, постигающий должен быть готов
принять боль».
Переход от Великого Сомнения к Великому Просвет­
лению неописуем. Хакуин также называет этот момент
«Великим Умиранием». Он описывает процесс аллегори­
чески:
«Если вы желаете постижения вашего истинного «Я»
(не-я), вы должны освободиться от подвешенного состо­
яния над бездной. Если вы сумеете выжить, то придете
к своему истинному «Я» четырех добродетелей. Что же
означает состояние подвешенного над бездной? Кто-то
заблудился и оказался в таком месте, где не ступала нога
человека. Под его ногами скользкий мох на скале и нет
ни одного места, где бы нога нашла себе надежную опо­
ру. Под ним зияет бездонная пропасть. Он не может сде­
лать ни шага вперед, ни шага назад. Впереди его ждет
лишь смерть. Стебель ползучего растения, который он
сжимает в левой руке, и лоза, за которую он ухватился
правой, не оставляют ему надежды на спасение. Его
жизнь буквально висит на волоске. Если он ослабит
хватку, его высохшие кости станут ничем.
Так происходит с учеником дзэн. Пытаясь разрешить
загадку одного-единственного коана, он доходит до пре­
дела, когда его разум замирает, а воля исчерпывается до
дна. Это состояние подобно разверзшейся пустоте над
глубокой пропастью, когда рука или нога не могут най­
ти себе точку опоры. Все его мысли улетучиваются, и в
душе возгорается жаркое беспокойство. Но неожиданно
тело и душа прорываются сквозь коан. Это мгновение,
когда его руки ослабляют свою хватку. Этот момент по­
добен тому, когда человек пьет воду и ощущает ее тепло
или прохладу. Радость бьет ключом. Это называется воз276