Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
сомнение. В этом Хакуин был полностью уверен: «Как
только возникло Великое Сомнение, сто практикующих из
ста достигнут прорыва; из тысячи практикующих проры­
ва достигнет тысяча». Он описывает состояние сомнения,
исходя из собственного опыта:
«Если человек столкнулся лицом к лицу с Великим
Сомнением, то в четырех направлениях небес [в четырех
странах света] он увидит лишь необъятные пустоши, где
нет рождения и смерти. Он почувствует себя на леднике
протяженностью в десять тысяч миль или сидящим на
изумрудной вазе. Помимо этого есть лишь лютый холод
и белоснежная чистота. Утратив чувства, человек забы­
вает встать, когда он сидит, и сесть, когда он стоит. В
его сердце не остается места для страсти или идеи, но
лишь для слова «пустота», и ему кажется, что он попи­
рает ногами бескрайний небосвод. Он не ведает ни стра­
ха, ни знания. Если человек пойдет по этому пути, не
отступая назад, он внезапно испытает опыт, подобный
прорыву сквозь ледяной покров или падению хрусталь­
ной башни. Эта радость столь велика, что подобного
счастья никто не видел и о котором никто не слышал вот
уже сорок лет».
Колеблющихся учеников Хакуин побуждал к сильному
психическому напряжению. Состояние сосредоточеннос­
ти на Великом Сомнении доступно каждому. Для этого не
нужно никаких внешних влияний. Следует лишь выпол­
нить упражнение с полной самоотдачей:
«Для пробуждения состояния Великого Сомнения не
нужно искать спокойного места, равно как и избегать
шумных мест. Думайте так: этот океан моего дыхания, что
ниже пупка, есть «ничто» Чао-чоу. Что означает «ничто»?
Если человек избавляется от всех страстей, идей и мыслей
и лишь практикует, непременно возникнет Великое Со­
мнение. Услышав о чистом и безоблачном состоянии Ве­
ликого Сомнения, человек может испытать чувство
беспокойства и безотчетного страха. И все же ничто не
275