Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
упражнений и техникой сосредоточения буддизм призна­
ет значимость декламации сутр, взывания к имени Буд­
ды и магической атрибутики (мантры и дхарани). С по­
мощью всех этих упражнений достигается способность к
монистическому видению при условии, что они выпол­
няются с чистым сердцем и высоким уровнем сосредо­
точения. Тот, кто практикует коаны вполсилы, не дос­
тигнет цели и за десять, и за двадцать лет практики, даже
если имеет дело с такой эффективной методикой, как
созерцание «пустоты» Чао-чоу. С другой стороны, нуж­
ной степени сосредоточения можно достичь за короткое
время, взывая к имени Будды.
Чистосердечная практика подразумевает отказ от
страстей, идей и желаний, даже если это желание про­
светления или стремление достичь Чистой земли, ибо
они есть не что иное, как видение собственной приро­
ды. При этом следует остерегаться опасных заблуждений
и досадных ошибок. Тот, кто практикует с тайным же­
ланием призвать имя Будды, чтобы испытать в ином
мире райское наслаждение, если не само просветление,
никогда не достигнет цели. Все вышеперечисленные тех­
ники служат одной цели — достижению просветленного
видения Единой Реальности.
Хакуин выражал недовольство растущей популярнос­
тью сект амидаизма. Он признавал святых, достигших
просветления посредством нёмбуцу, но всегда подчерки­
вал несравнимую ни с чем эффективность дзэнской ме­
дитации и практики коанов. Если бы «легкий путь»
поклонников Амиды был правильным, то титанические
усилия, которые прилагал для достижения цели патри­
арх Бодхидхарма, не имели бы смысла. Хакуин указыва­
ет на то, что многие китайские наставники, практикуя
дзэн, рисковали собственной жизнью и этой ценой дос­
тигали глубокого интуитивного постижения. Герои дзэн
никогда не шли на компромисс с приверженцами ами­
даизма и нёмбуцу.
273