Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
нью отчетливости зрительного восприятия. Мать, фио­
летовая риза монаха, два зеркала — все эти элементы
мистического видения имеют огромное значение для
духовного опыта Хакуина. В безграничном световом по­
токе он зрит природу всех вещей, то есть достигает та­
кого уровня видения, которое согласно предпосылкам
буддийской веры он понимает как созерцание собствен­
ного отражения, тождественного природе Будды.
Не указывая конкретных дат, Хакуин рассказывает и
о других случаях интуитивного постижения. Однажды,
читая сборник коанов «Би-янь-лу», он интуитивно на­
шел разгадку одного из коанов, смысл которого прежде
представлялся ему совсем иным. Когда ему исполнился
сорок один год, он достиг одного из самых главных про­
светлений в своей жизни. Осенним вечером он читал
«Сутру лотоса». Внезапно его занятие было прервано
жужжанием насекомого, и он обрел новое понимание:
«Мгновенно я узрел сокровенную тайну [сутры] и пре­
одолел барьеры всех былых сомнений. Я постиг ошибоч­
ность моих предыдущих озарений. Неожиданно для себя
самого я вскрикнул и заплакал. Следует помнить о том, что
практика дзэн отнюдь не легка».
Лишь по достижении этого «зрелого» просветления
Хакуин уверовал в то, что он вполне понял слова старо­
го монаха из храма Сёдзуан.
Из отчетов Хакуина можно сделать вывод о том, что
дзэнское просветление предполагает разные уровни и
степени. Современные дзэнские наставники проводят
различие между ранним и незрелым просветлением, ко­
торое со временем может быть утрачено, и окончатель­
ным уровнем, на котором достигается полное просвет­
ление. Впрочем, они не спешат поделиться своим
опытом, даже в тех случаях, когда их мнения расходят­
ся. Согласно отчетам Хакуина незрелые стадии просвет­
ления характеризуются преобладанием эмоциональных
элементов, а именно степенью сосредоточенности и эк271