Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
«Однажды вечером наставник прохлаждался на ве­
ранде. Я вновь принес ему свои стихи, посвященные
просветлению, и он заявил: «Неразбериха и бессмысли­
ца!» Я, дразня его, также выкрикнул: «Неразбериха и
бессмыслица!» Он схватил меня, нанес мне двадцать или
тридцать ударов кулаком и вышвырнул с веранды. Это
произошло вечером 4 мая, сразу после сезона дождей.
Я упал в грязь, почти потерял сознание, и все мои мыс­
ли улетучились. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни ру­
кой. А наставник стоял на веранде и громко хохотал.
Как только я пришел в себя и поднялся, я поклонился
ему. Все мое тело покрылось крупными каплями пота.
Во весь голос наставник воскликнул: «Это — жалкое от­
родье дьявола в темнице!» Вслед за тем я еще усерднее,
чем прежде, стал изучать коан о смерти Нань-цюяня,
отказавшись от сна и пищи».
В жизни Хакуина наступает последний этап изнури­
тельной и жесткой практики ученичества. Он достиг неко­
торого уровня просветления, который, впрочем, не удов­
летворил его наставника Этана. Раз за разом он слышит
оскорбительное замечание по поводу «дьявольского отро­
дья в темнице», которое смутно указывает на причину не­
совершенства его просветления. Подобно дьяволу в темни­
це разум без знания заключен в узилище собственного эго.
Хакуин бьется как рыба об лед и, когда его попытки оста­
ются безрезультатными, втайне решает покинуть обитель
и испытать судьбу в другом месте. Перемена происходит в
тот момент, когда он просит подаяние в соседней дерев­
не. В своей автобиографии, «Ицу-мадэ-ryca», Хакуин под­
робно описывает это событие:
«На следующее утро я взял чашу для подаяний и с
нарастающим беспокойством отправился в деревню в
округе Иияма, где стал просить милостыню. Однако я не
мог расслабиться и все время думал о коане. Погружен­
ный и сосредоточенный, я стоял на углу дома. Из дома
раздался чей-то голос: «Проваливай отсюда, провали267