Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
цу. Именно здесь его настигает первый, хотя и не совер­
шенный, опыт просветления. Далее он становится уче­
ником наставника Этана из уединенной обители Сёдзуан (1708 г.), методы обучения которого отличались
крайней жестокостью. Но Хакуин до конца жизни оста­
нется благодарен престарелому монаху за «безмерную
доброту» его непреклонной строгости, которая помогла
ученику достичь высших уровней просветления.
Однако пребывание Хакуина в Сёдзуане было недо­
лгим, так как вскоре его позвали в храм Дайсёдзи в Нумадзу, чтобы ухаживать за немощным престарелым на­
ставником Сокудо37.
Он продолжает свою религиозную практику с вели­
чайшим упорством. Его экстатический опыт значитель­
но обогащается, но плачевное физическое состояние не
позволяет идти дальше. Он страдает чередой нервных
расстройств, которые приводят его на грань отчаяния.
В 1710 году он посещает отшельника Хакую, который
обучает его способу психологического лечения от так
называемой «дзэнской болезни», с помощью которого
он восстанавливает подорванное здоровье. Путешествуя
по стране, он значительно обогащает свой мистический
опыт, который становится все более зрелым и посто­
янным.
Весть о смерти отца заставляет его вернуться в род­
ную деревню. В 1716 году он надолго поселяется в Сёиндзи, неподалеку от своего места рождения, в храме,
окруженном, как явствует из названия, сосновым бором.
Именно здесь началось его религиозное служение. Храм
был крайне запущен, но под его руководством был вос­
становлен и стал центром влиятельного буддийского
движения эпохи Токугава. В храме Мьёсиндзи он полу­
чил ранг настоятеля, право на преемственность и имя
Хакуин, которое прославилось по всей Японии. В то
время как он занимался благоустройством провинциаль­
ного храма и наставлял скромных крестьян в мирских и
261