Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ственной душе и непрестанно вслушивался в природу,
где все звуки сводятся к состоянию покоя, что подчер­
кивает ее исключительность. В своих путевых записках
«Оку-но-Хосомиси» он рассказывает, как однажды по­
стиг тишину природы. Именно тогда он написал свою
самую прекрасную песню о тишине, которую мы можем
оценить по ее первым строкам:
«В округе Ямагата есть удивительно чистое и спокой­
ное место на горе, где расположен храм Риюсакудзи,
основанный Дзикаку Дайси <...>. Мы поднялись к хра­
мовому комплексу. Скалы громоздились друг над дру­
гом, сосны и дубы представали в своей первобытной
красе, первозданную поверхность земли и камней по­
крывал скользкий мох. Раздвижные двери покоящегося
на скальном основании храма были закрыты. Ни один
звук не долетал до наших ушей. Пробравшись сквозь
лес камней и валунов, мы поклонились священным об­
разам Будды. Великолепие ландшафта и звенящая ти­
шина пронзили наши сердца.
Сидзукадза я
ива ни симиири
семи но коэ

В тишину одиночества
Каменистого утеса
Проникает лишь стрекот цикады».

Стрекот цикад не нарушает покоя природы. Течение
жизни не является помехой для того, кто знает, но лишь
возвышает внутреннюю тишину. Согласно древней вос­
точной мудрости, которую дзэн взял на вооружение, сле­
дует искать «покой в движении, а движение в покое».
Погружаясь в покой природы, Басе погружается в ее
движение. Он — вечный странник, путь которого окра­
шен «тоской по ветру и облакам». В его путевых днев­
никах тут и там появляются изысканные хайку. На соб­
ственном опыте он познал преходящую сущность жизни,
не раз смотрел в лицо опасности и суровым испытани­
ям, но при этом избегал красивых жестов и самолюбо­
вания. Ко всему, с чем он сталкивался на жизненном
252