Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
куры продолжается лишь несколько дней, ни одно вре­
мя года не говорит так много сердцу человека, как осень,
увядающая красота которой преображается отблеском
вечности. И даже осень не приводит в уныние просвет­
ленного адепта дзэн. Для него смерть и рождение —
неотъемлемые элементы жизни, порождаемые природой
и возвращающиеся в природу. Во многих песнях Басе
слышится мотив осеннего ветра. Скорбя о безвременно
ушедшем из жизни молодом друге, поэте Иссё, он вве­
ряет свою чистую печаль дыханию осеннего ветра:
Тзука мо угокэ
вагэ накигоэ ва
аки но кадзэ

Разверзнись, могила!
Слезно взывает мой скорбный голос,
Подобный осеннему ветру.

В безмолвии сухих ветвей, лишенных листьев; в тос­
кливой мелодии ветра; в первом дыхании холода, вызы­
вающего озноб, осень вселяет в душу чувство одиноче­
ства, которое воспевается поэтом:
Караэда ни
караси мо тамарикэри
аки но куре

На сухой ветке
Восседает ворон —
Глашатай осени.

Моно йеба
кусибири самуси
аки но кадзэ

В попытке молвить слово
Стынут губы,
Встречая осенний ветер.

Белый цвет символизирует пустоту и одиночество.
Поэт взирает на белые утесы, и постигаемая им белизна
окрашивает осенний ветер:
Исияма но
иси йори сироси
аки но кадзэ

Белизной лучится камень
На горном склоне, но белее
Осенний ветер.

Одиночество — это чувство, посредством которого
душа соприкасается с Абсолютом. В практике дзэн пре­
дусмотрено одинокое и безмолвное созерцание Пустоты.
Басе, который прошел суровую школу под руководством
дзэнского наставника Буцё, взлелеял эту тишину в соб251