Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
«Долгое время он был влюблен в поэзию, пока она не
стала его судьбой. Временами он вынашивал мысль по­
кончить с ней; порой он вновь ощущал прилив творчес­
кого вдохновения. Пока эта борьба продолжалась, его
душа не знала покоя. Когда он делал попытку преуспеть
в этом мире, муза вставала на его пути. Препятствия
возникали и тогда, когда он пытался наставлять невеже­
ственных. В итоге он расписался в своем бессилии. Итак,
он полностью отдался во власть одному традиционному
направлению. То, что Сайгьё пытался выразить в песне,
Сёги в поэме, Сэссю в живописи, а Рикью в чайной це­
ремонии, — все это нашло отражение в одном.
Тот, кто постигает фюга, следует природе и становит­
ся другом всех четырех времен года. Что бы он ни на­
блюдал, он созерцает цветок. О чем бы он ни помышлял,
он думает о луне. Тот, кто не способен узреть в форме
цветок, является варваром. Тот, чьи думы не озарены
лунным светом, подобен животному. Не будь варваром
и не уподобляйся зверю. Следуй природе и повернись к
ней лицом»35.
Среди упомянутых Басе предшественников лишь два
имени принадлежат несомненным приверженцам дзэн.
Сайгьё (1118—1190), прежде чем прийти к дзэн, жил как
влюбленный в природу странствующий монах и поэт.
Несколько столетий спустя по его стопам пошел поэтмонах Сёги (1421 — 1502), принадлежавший к школе Тэндай. Но по своему духу творчество Басе созвучно с жи­
вописными работами Сэссю. Оба художника постигали
природу душой, всеми фибрами которой чувствовали
естественный ритм жизни, проявлявшийся в лунном
цикле; происходившим в природе изменениям оба мас­
тера находили соответствующие формы самовыражения.
В хайку Басе чувствуется глубокое понимание и любовь
поэта к сезонным изменениям, которые происходят в
природе. Он воспевает великолепие утра и весенних цве­
тов. Но на Земле восходящего солнца, где цветение са250