Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
мотыжишь поле и одновременно разговариваешь с людь­
ми и мотыгой, то ты мотыжишь, разговаривая, и разго­
вариваешь, мотыжа. Но если ты мотыжишь, испытывая
гнев, то твой гнев является злом, которое заслуживает
адских мук, а твой труд становится тяжелым и утоми­
тельным. Но если ты работаешь с легким сердцем и не
ведаешь других страстей, то твой труд становится легким
и приятным. Такая работа исходит из сердца Будды и
является грядущим и вечным трудом».
Банкэй наставлял в житейских делах представителей
всех сословий. Каждому он указывал путь к просветлен­
ной мудрости, давал конкретные советы по преодоле­
нию страстей и единению с грядущим бессмертным Аб­
солютом.
Своего апогея обновление японского дзэн-буддизма
достигло с появлением Хакуина (1685—1768). Он достиг
высокой степени просветления и возродил школу Риндзай в ее первоначальной строгости и чистоте. Судзуки
считает его «основателем современного японского дзэн
школы Риндзай»34. Отчетливые следы его влияния мож­
но обнаружить во всех последующих направлениях дзэн.
Но каким бы существенным ни было его значение для
дзэн-буддизма — а об этом мы подробно поговорим в
следующей главе, — интеллектуальная атмосфера в пе­
риод правления Токугава формировалась под доминиру­
ющим влиянием конфуцианства. При этом следует от­
метить Реставрацию синтоистской школы Кокугаку и
традиционной школы Мито, которая также внесла свою
лепту в религиозное обновление.
Буддизм в целом и дзэнские секты в частности были
ограничены жесткими рамками государственного контро­
ля. Политика большей открытости японского общества
ничуть не изменила плачевного состояния дел в этой об­
ласти. Лишь постепенно буддизм сумел оправиться после
гонений, которые начались в начале периода Мэндзи
(1868—1912). Времена былого величия и влияния на наци248