Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
тественное стремление людей к поиску духовных идеалов.
Мы приведем имена лишь нескольких выдающихся людей
этого времени, слава которых, впрочем, меркнет по срав­
нению с величием Хакуина.
Мандзан Дёхаку (1636—1714), адепт школы Сото, ак­
тивно боролся со злоупотреблениями при передаче печа­
ти Дхармы, которые начались с конца Средних веков и
участились в его время благодаря ненасытной жадности
бонз. Он был категорически против правил, установлен­
ных сёгунатом, относительно главенства тех или иных хра­
мов. Его энергичная деятельность принесла несомненные
плоды. Спустя поколение другой монах школы Сото по
имени Тэнкэй (1648—1735) добился заметных результатов
в области религиозного обновления. Его одухотворенные
и проникновенные проповеди пользовались большой по­
пулярностью.
Бунан (1603—1676), ученик настоятеля монастыря
Мьёсиндзи Гудё (умер в 1661 году), по линии которого
унаследовал Хакуин, провел свои последние годы в оби­
тели Сидёан. Он любил людей и предостерегал их про­
тив практики, ведущей исключительно к личному про­
светлению, достигнув которого человек взирает на мирян
свысока. Подобных бонз он считал «величайшим злом на
земле и на небе. Они проходят свой земной путь, не сде­
лав ничего полезного, и поэтому подобны отъявленным
ворам». Свое понимание дзэн он выражает следующим
образом:
«Человек строит дом и живет в нем, в то время как
Будда обитает в его теле. Домовладелец постоянно про­
живает в своем доме, а Будда проживает в его сердце.
Если дела человека незамысловаты, его сердце очищает­
ся, и в чистом сердце возникает Будда. Для того чтобы
очистить свое сердце, сидите в медитации и откройте
свое сердце Совершенному. Сидя в медитации, отврати­
тесь от дурных привычек своего тела в сторону Совер­
шенного. Сделав это, вы станете буддой. <...> Просвет246