Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ным популяризатором идей секты Обаку. Благодаря его
усилиям увидело свет собрание сутр и священных тек­
стов всех буддийских сект, которое насчитывало 6956 то­
мов. Этот наставник уважительно относился к сутрам и
поставил целью своей жизни повсеместное распростра­
нение буддийского канона.
Таким образом, сутры играли важную роль в дзэн
школы Обаку, представители которой отрицали грубые
формы синкретизма и сочетали изучение священных
писаний с практикой дзэн (киёдзэн ичи). В своей аске­
тической практике эта секта напоминала школу Риндзай. Иными словами, признавая возможность внезапно­
го просветления для особо одаренных учеников, не
отрицалась необходимость постепенного постижения
истины для людей более скромных умственных и духов­
ных способностей. Постепенный путь к просветлению
также мог предполагать элементы амидаизма (нёмбуцу).
Однако последователи школы Обаку понимали покло­
нение Будде Амиде в рамках монистическо-идеалистической доктрины. Амида не рассматривался в качестве
некоего высшего существа, наделенного сверхъесте­
ственными силами. К нему относились как к Духу Буд­
ды, воплощенному в каждом живом существе. Вне со­
знания Амида не существует, равно как не существует
Чистая земля вне пределов человеческого сердца. По­
добно практике коанов, техника нёмбуцу служила для
реализации природы Будды.
И поныне в своих ритуалах и образе жизни адепты
школы Обаку сохранили черты китайской традиции.
Сутры декламируются с китайскими интонациями, при­
сущими периоду Мин, и в сопровождении игры на ки­
тайских музыкальных инструментах. Строения храма
Мампукудзи повторяют китайский архитектурный стиль
того времени и сильно отличаются от дзэнских зданий.
Со временем китайские формы несколько уступили эле­
ментам японской культуры и быта. Например, японские
244