Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
владения мечом состоит в способности к спонтанному и
беспрепятственному проявлению просветленного созна­
ния. Подобно тому как просветленный воспринимает со­
бытия по мере их проявления и реагирует на них сообраз­
но их характеру, так и в бою удары мечом следуют в одной
неразрывной последовательности. Ненужные мысли изго­
няются из сознания, и прежде всего мысли о жизни и
смерти. Лишь тот, кто возвысился над этой извечной ди­
леммой, достигает абсолютного бесстрашия, отличающе­
го совершенного воина.
В руководстве XVII века по бусидо («Пути воина»),
озаглавленном «Хагарурэ» и написанном в дзэнском
духе, указан путь для преодоления страхов, и, в частно­
сти, страха смерти. Дзэн значительно повлиял на конеч­
ное формирование «Пути воина», основанного на кон­
фуцианских принципах, практиковавшегося в Средние
века и окончательно систематизированного в период
Токугава конфуцианцем Ямага Соке (1622—1685). Япон­
ские рыцари-самураи применяли на практике основной
принцип дзэн, а именно возвышались над жизнью и
смертью. Впрочем, история человечества убеждает нас в
том, что бесстрашие перед лицом смертельной опаснос­
ти отнюдь не является главной из человеческих добро­
детелей. Игра с жизнью и смертью может породить зве­
риную жестокость. Так, страстный поклонник бусидо,
сёгун Йемицу имел обыкновение гулять по ночным
улочкам Эдо и пробовать острие своего меча на телах
людей, как живых, так и мертвых".

Школа Обаку

С появлением в Японии школы Обаку духовная жизнь
дзэн несколько оживилась. В действительности связи меж­
ду китайскими и японскими храмами никогда окончатель­
но не прерывались. С торговыми судами в страну постоян242