Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
разрешались в пользу представителей главных храмов,
что ущемляло интересы провинциальных монастырей.
С другой стороны, насильственное примирение разных
точек зрения имело и положительный эффект, так как в
стране воцарилась стабильность, экономика стала посте­
пенно возрождаться^^ монастырских пределах возводи­
лись новые строения. И все же, несмотря на материаль­
ное благополучие, буддизм во многом утратил свое былое
внутреннее содержание.
Общественный строй в период Токугава был основан
на конфуцианской этике, которую неоконфуцианцы
трактовали прагматически. Политические идеалы тота­
литарного строя ставились превыше интеллектуальной
жизни, и государство душило любое проявление свобо­
домыслия. В результате такой политики с 1600-го по
1868 год многообещающие начинания христиан, при­
внесших в Японию идею самосознания и новые науч­
ные взгляды на мироздание, не получили дальнейшего
развития. Так или иначе, дзэн, подобно другим буддий­
ским школам, примкнул к реакционным силам.
Правительственные ограничения и правила распрос­
транялись на все без исключения буддийские школы, в
том числе и на дзэн. Вспомним о том, что Догэн про­
клинал сектантский буддизм и сознательно отказывался
признавать существование школы Сото как таковой, хотя
сам являлся прямым правопреемником по этой линии.
Дзэн толка Риндзай развивался вне строгой организаци­
онной структуры вокруг «Гор» Киото и Камакуры, рав­
но как и в основных провинциальных храмах. Тем не
менее в начале периода Токугава дзэнская школа со все­
ми ее ответвлениями впервые была обозначена в обще­
буддийской классификации. Перепись всех храмов и
монахов, принадлежавших разным течениям в буддизме,
была осуществлена дзэнским бонзой Сёдэном (умер в
1633 году) из киотского храма Нандзэндзи, облеченным
большой властью и принимавшим активное участие в
240