Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ре Бунго. К погруженному в изучение коана принцу Сёрину обратился незнакомец по имени «Нигде» и стал опро­
вергать дхарму наставника. Затем появились два наставни­
ка, Инга и Дзорё. Вскоре Инга удалился. Наставник Дзорё
обучал дзэн долгие месяцы и годы. Все говорили, что он
есть живое воплощение наставника Иккью и воздавали
ему безмерные почести <...>.
Все вещи располагают природой Будды. Все 1700 коанов являются разными названиями одного [состояния]
сознания. Именно в такой доступной манере изложения
он поучал других <...>. Но во время попытки постиже­
ния лунного света Абсолюта [Бытия] возникли облака и
заслонили свет. Еще более прискорбно то, что суще­
ствуют дерзкие люди, которые, услышав об учении, со­
гласно которому основой упражнений ученика служит
его связь с истинным храмом, то есть с Абсолютом, —
а вне храма истины ничего не существует, — уничтожа­
ют синтоистские святилища и буддийские храмы, а свои
жилища украшают нечистотами, которые сами и со­
бирают. То, что утверждает Дзорё, они ни во что не
ставят.
Мировой порядок сотрясается. Ками более не явля­
ются объектами поклонения. Люди поступают сообраз­
но собственному чувству юмора. Независимо от того,
считает ли человек сущностью дзэн бытие или небытие,
в стране ками недопустимо противостоять воле ками.
Устоял ли Сёрин в своих исследованиях в храме Сува
перед принципом небытия? Он не чтил путь ками. Его
слава была велика и распространилась по девяти стра­
нам и даже в Китае. Тем не менее «край чаши, подне­
сенной ко рту, отводит руку злых сил! Чаша небес на­
полняется, а затем опустошается».
В то время как страна все глубже погружалась в пу­
чину военных невзгод, Йосисигэ пронес христианскую
веру до конца своей жизни. Подобно многим другим
знатным семействам, его дом испытал несколько пери231