Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ние чаепития элементами собственной веры. Но воз­
можна ли такая подмена во время дзэнских упражне­
ний? Вплоть до настоящего времени этот вопрос оста­
ется без ответа. Далее Родригес указывает на то, что
инструкции по проведению чаепития напоминают прак­
тику передачи дзэн, которая осуществляется без устных
пояснений и зависит лишь от конкретного пережива­
ния. Понимание смысла церемонии достигается «повто­
рением манеры дзэнских наставников, которым подра­
жали последователи этого искусства».
Первой задачей Франциска Хавьера и его последова­
телей было завоевание умов в университетах горы Хиэй
и «Восточной страны» (Каназава), значение которых
они несколько преувеличивали. После пожара 1571 года,
во время которого первый университет сгорел дотла, по­
литика миссионеров претерпела некоторые изменения,
учитывая особую значимость чайной церемонии. Близ­
кие отношения между участниками чаепития, в резуль­
тате которых возникали целые социальные группы, да­
вали уникальную возможность для распространения
веры. В столице удалось обратить в христианство мно­
гих знатных купцов — любителей чайной церемонии,
которые впоследствии финансировали строительство
христианских церквей и больниц. Еще более значитель­
ными, но куда менее успешными были попытки донести
слово Христово до высшей аристократии и рыцарского
сословия, представители которого в своем большинстве
были приверженцами чайной церемонии и адептами
дзэн.
Контакты даймьё из Бунго, Франциска Ётомо Йосисигэ (Сёрин, 1530—1587), с христианскими проповедни­
ками восходят ко времени построения в Японии первой
церкви. Решающим событием его жизни стала встреча
со святым Франциском Хавьером. Несмотря на то что
для его обращения потребовалось продолжительное вре­
мя, Йосисигэ всегда был другом и благодетелем святых
229